08.05.2011
                                     В Верховный Суд Российской Федерации
                                     121260, г. Москва, ул. Поварская, 15
                                    Заявитель: Бугрова Лада Станиславовна
                         Адрес: 620075, Екатеринбург, ул. 
                         Представитель заявителя: 
         Орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный
                         правовой акт: Правительство Российской Федерации
                   103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр 2
                  Наименование оспариваемого нормативного правового акта:
   <<Положение    об    условиях    содержания    лиц,   задержанных   за
   административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского
   обслуживания  таких  лиц>>, утвержденного Постановлением Правительства
   РФ No. 627 от 15.10.2003 г. Источник опубликования: Российская газета,
   выпуск No. 3325 от 21.10.2003 г.
                                 Заявление
       о признании пункта 11 <<Положения об условиях содержания лиц,
      задержанных за административное правонарушение, нормах питания и
    порядке медицинского обслуживания таких лиц>> противоречащим закону
   7  октября  2010  г.  мой  муж,  Бугров  Михаил  Юрьевич  был задержан
   сотрудниками  Октябрьского  РУВД  г.  Екатеринбурга в административном
   порядке,  и  помещен  в  камеру  No. 1 для административно задержанных
   Октябрьского  РУВД  г.  Екатеринбурга.  Площадь  камеры составляет 8,6
   квадратных метра. Вместе с моим супругом в камере находились минимум 7
   человек.  Из-за того, что в камере не было места, мой муж вынужден был
   сидеть  с  другими задержанными на настиле, а не лежать. В результате,
   из-за  перенаселенности,  ночью  в  камере  произошла  драка, во время
   которой   Бугров   М.Ю.   получил  телесные  повреждения,  от  которых
   скончался.
   Согласно  статье  27.6  Кодекса об Административных правонарушениях РФ
   (далее  --  КоАП  РФ)  задержанные  в  административном  порядке  лица
   содержатся  в  специально  отведенных  для  этого  помещениях. Условия
   содержания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
   Во  исполнении  статьи  27.6  КоАП РФ пункт 11 <<Положения об условиях
   содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах
   питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц>>, утвержденного
   постановлением  Правительства  РФ  No.  627 от 15.10.2003 г. (далее --
   Положение), устанавливает норму площади на одного задержанного лица за
   административное правонарушение не менее 2 кв. метров.
   Статья 1.1 КоАП РФ устанавливает, что КоАП РФ, а следовательно и пункт
   11  Положения основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах
   и  нормах  международного  права  и международных договорах Российской
   Федерации.   Если   международным   договором   Российской   Федерации
   установлены  иные  правила,  чем законодательством об административных
   правонарушениях, то применяются правила международного договора.
   Согласно рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток и
   бесчеловечного  или  унижающего  достоинство  обращения  или наказания
   (далее  --  ЕКПП)  минимальной  допустимой  площадью  одиночной камеры
   считается  7  кв.  метров  (п.  43  Oбщего  доклада [CPT/Inf (92) 3]).
   Считаю,    что   пункт   11   оспариваемого   Положения   противоречит
   международным  актам, обязательным для Российской Федерации. Поскольку
   Российская  Федерация  является  членом  Совета Европы, ратифицировала
   Федеральным  законом  от  28  марта  1998  года No. 44-ФЗ Конвенцию по
   предупреждению  пыток  и  бесчеловечного  или  унижающего  достоинство
   обращения  или  наказания,  в  соответствии с которой был создан ЕКПП,
   указанные  рекомендации  должны  ей  применяться в правоприменительной
   практике.  Более  того, Рекомендации основаны на практике Европейского
   суда  по  правам человека, в том числе по делам в отношении Российской
   Федерации,  которая  является  составной  частью  российской  правовой
   системы  в  связи  с  ратификацией  Конвенции о защите прав человека и
   основных свобод.
   Установление  минимальной  нормы  площади  на  одного человека в 2 кв.
   метра  является нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и
   основных   свобод  (<<Никто  не  должен  подвергаться  ни  пыткам,  ни
   бесчеловечному  или унижающему достоинство обращению или наказанию>>),
   так  как  санкционирует массовое бесчеловечное и унижающее достоинство
   задержанного обращение.
   Европейский  суд по правам человека не раз обращал внимание на то, что
   минимальная  норма  площади  в  камере 2 кв. метра является нарушением
   статьи  3  Конвенции  (Kalachnikov  v.  Russia,  no.  47095/991 S: 97;
   Mamedova  v.  Russia,  no.  7064/05,  S:S:  61  et  seq., 1 June 2006;
   Khudoyorov  v.  Russia,  no.  6847/02,  S:S:  104 et seq., ECHR 2005 X
   (extracts);  Labzov  v. Russia, no. 62208/00, S:S: 44 et seq., 16 June
   2005; Novoselov v. Russia, no. 66460/01, S:S: 41 et seq., 2 June 2005;
   Mayzit  v. Russia, no. 63378/00, S:S: 39 et seq., 20 January 2005;), с
   чем  российские власти соглашались, обещали ситуацию исправить, однако
   пункт 11 Положения изменён не был. При этом, Европейский суд по правам
   человека,   рассматривая   дела   о  нарушении  Конвенции,  не  делает
   разделения  на  уголовное или административное задержание, приравнивая
   эти  понятия  к  общему - <<лишение свободы>>. В связи с чем, пункт 11
   Положения  нарушает  статью  3  Конвенции  о  защите  прав  человека и
   основных свобод.
   В  силу  того,  что  Бугров  М.Ю.  скончался,  он  физически  не может
   обжаловать  пункт  11 Положения. Вместе с тем, в практике Европейского
   суда  по правам человека установлено, что если у третьего лица имелась
   очень  близкая  связь  с  погибшим  (родственная  или  иная),  то  оно
   признаётся  <<косвенной  жертвой>>,  и имеет право обратиться в суд за
   защитой  нарушенных  прав  потерпевшего  --  непосредственной  жертвой
   (Cakici  v.  Turkey,  постановление  ЕСПЧ от 08.07.1999 г., пункт 98 -
   перевод  в  М.  Де  Сальвия,  Прецеденты  Европейского  суда по правам
   человека.  Спб.:  Юридический центр пресс, 2004. С. 820, Ранцев против
   Кипра  и  России,  от  07.01.2010,  пункт  3,  см. текст постановления
   http://sutyajnik.ru/documents/3184.pdf).  Так в соответствии с пунктом
   3  постановления  Ранцев  против  Кипра и России заявитель-отец дочери
   жаловался  на  нарушение  в  том  числе  статьи 2 Конвенции в связи со
   смертью    его   дочери,   неэффективным   проведением   расследования
   обстоятельств   её   смерти.   Я   являлась   супругой   Бугрова  М.Ю.
   Следовательно, я являюсь <<косвенной жертвой>> и имею право обратиться
   в суд в защиту его прав.
   В  соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите
   прав  человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и
   бесчеловечного  или  унижающего  достоинство  обращения  или наказания
   являются частью правовой системы Российской Федерации.
   Согласно  пункту  10 Постановления Пленума Верховного суда РФ No. 5 от
   10   октября   2003   г.   <<О   применении  судами  общей  юрисдикции
   общепризнанных  принципов  и норм международного права и международных
   договоров>>,  применение  судами  Конвенции  должно  осуществляться  с
   учетом  практики  Европейского  суда  по  правам человека во избежание
   любого  нарушения  Конвенции о защите прав человека>>. Согласно пункту
   2.1  Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2007 г. <<...
   как  и  Конвенция  о  защите  прав человека и основных свобод, решения
   Европейского  Суда  по  правам  человека...  являются составной частью
   российской   правовой   системы,   а   потому   должны  учитываться...
   правоприменительными  органами  при  применении  соответствующих  норм
   права>>.
   На  основании изложенного, руководствуясь статьей 1.1 КоАПа РФ, главой
   24  ГПК  РФ,  рекомендациями  Европейского  комитета по предупреждению
   пыток  и  бесчеловечного  или  унижающего  достоинство  обращения  или
   наказания,  статьёй  3  Конвенции  о  защите  прав человека и основных
   свобод,  вышеуказанными  постановлениями  Европейского  суда по правам
   человека
                                   ПРОШУ:
   Признать пункт 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за
   административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского
   обслуживания  таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ
   No. 627 от 15.10.2003 г. в части нормы площади для одного задержанного
   лица  за  административное  правонарушение,  противоречащим статье 1.1
   КоАПа  РФ  во  взаимосвязи  с  рекомендациями Европейского комитета по
   предупреждению  пыток  и  бесчеловечного  или  унижающего  достоинство
   обращения или наказания и статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и
   основных свобод.
   Приложения:
    1. копия настоящего заявления;
    2. квитанция об уплате государственной пошлины;
    3. копия   списка   лиц,   задерживавшихся  и  содержавшихся  в  КАЗе
       Октябрьского  РУВД  г. Екатеринбурга в период с 22 часов 7 октября
       по  12  часов  8  октября  2010  г.,  согласно  Книге  учета  лиц,
       доставленных в Октябрьское РУВД г. Екатеринбурга (2 экз);
    4. текст  п.  11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за
       административное   правонарушение,   нормах   питания   и  порядке
       медицинского обслуживания таких лиц (2 экз).
    5. текст  п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3] Европейского комитета
       по   предупреждению   пыток   и   бесчеловечного   или  унижающего
       достоинство обращения или наказания (2 экз).
    6. Копия доверенности.
   Представитель Л.С. Бугровой
   ... 30 апреля 2011 г.
Добавить комментарий: