Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Оспаривание ст. 11 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области»"


Решение по делу по заявлению Домрачева В.Г. о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области №190- 03 от 25 ноября 2004 года «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» в части слов «достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия

 

24.10.2005

 

    копия      
                               РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                            СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

   Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2005 года.

                                     РЕШЕНИЕ

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   19 октября 2005 года.

   Свердловский областной суд в составе:

   председательствующего судьи Сидоркина С.В.

   с участием прокурора Федоровской Н.В.

   при секретаре Елесиной Е.М.,

   с участием заявителя Домрачева В.Г, и его представителя Качанова Р.Е.,
   представителя  Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного
   Собрания  Свердловской области Суслова А.Ф., представителя Губернатора
   Свердловской  области  Обрубовой  М.Н.  рассмотрев в открытом судебном
   заседании   гражданское   дело   по   заявлению   Домрачева  Владимира
   Георгиевича  о  признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской
   области  !190-03  от  25  ноября  2004  года  О  социальной  поддержке
   ветеранов  в  Свердловской  области  в  части слов достигших возраста,
   дающего   право   на   трудовую   пенсию  по  старости  противоречащим
   федеральному   законодательству,   недействующим   и   не   подлежащим
   применению с момента принятия,

                                 УСТАНОВИЛ:

   16.11.04  года  Областной Думой Законодательного собрания Свердловской
   области  принят  Закон  Свердловской  области  О  социальной поддержке
   ветеранов в Свердловской области.

   23.11.04  г.  Закон  одобрен  Палатой  Представителей Законодательного
   Собрания  Свердловской  области, а 25.11,04г. он подписан Губернатором
   Свердловской области.

   16.05.05 года принят Закон Свердловской области о внесении изменений в
   Закон   Свердловской   области  О  социальной  поддержке  ветеранов  в
   Свердловской области.

   Домрачев  В.Г. обратился в суд с заявлением о признании абзаца первого
   статьи  11  Закона  Свердловской  области !190-03 в редакции от 16 мая
   2005  года  О  социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в
   части  слов  достигших  возраста,  дающего право на трудовую пенсию по
   старости противоречащим федеральному законодательству, недействующим и
   не подлежащим применению с момента принятия.

   В  судебном  заседании  заявитель  Домрачев  В.Г.  и его представитель
   Качанов  Р.Е.  заявленные  требования  поддержали, пояснив, что, по их
   мнению,   он   находится   в   противоречии   с   номами  федерального
   законодательства.

   Часть  первая  статьи  11  Закона  Свердловской  области  О социальной
   поддержке  ветеранов  в  Свердловской  области  в части слов достигших
   возраста,  дающего  право  на трудовую пенсию по старости противоречит
   статье  22 Федерального закона О ветеранах (в ред. Федерального закона
   от  22.08.2004  N  122-ФЗ), поскольку в соответствии с указанной номой
   меры   социальной   поддержки   ветеранов   труда,  а  также  граждан,
   приравненных  к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются
   законами  и  иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской
   Федерации,

   Буквальное   толкование   указанной   нормы   не  дает  оснований  для
   утверждения, что субъекты Российской Федерации обязаны устанавливать в
   своем  законодательстве  меры  социальной поддержки только в отношении
   тех  ветеранов  труда,  которые  достигли  возраста,  дающего право на
   трудовую  пенсию  по старости. Положение статьи 22 Федерального закона
   имеет   императивный   характер,   не  подлежит  расширительному  либо
   ограничительному    толкованию.    При   выполнении   обязанности   по
   регулированию  общественных отношений по предоставлению мер социальной
   поддержки   ветеранов   труда   Свердловская  область  приняла  норму,
   ограничивающую  права  ветеранов  труда  на  социальное  обеспечение и
   предусматривающую   дополнительное   условие  для  предоставления  мер
   социальной поддержки - достижение пенсионного возраста. Таким образом,
   был  сужен  круг  лиц,  подлежащих социальной поддержке по сравнению с
   Федеральным   законодательством.   Между   тем,   именно   Федеральное
   законодательство  определяет  перечень этих лиц и не наделяет субъекты
   Российской Федерации полномочиями по определению их перечня.

        Кроме этого, часть первая статьи 11 Закона Свердловской области О

       социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в части слов

         достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости

    противоречит подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Об

         общих принципах организации законодательных (представительных) и

       исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

     Федерации, абзацу 4 статьи 15 Бюджетного кодекса РФ и части 2 статьи
                                                                       10

    Федерального закона О ветеранах, поскольку в соответствии с указанной

             нормой к полномочиям органов государственной власти субъекта

                   Российской Федерации по предметам совместного ведения,

   осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета

               субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из
                                                             федерального

      бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов

      труда. В данном положении федерального закона не указывается, что к

           полномочиям органов государственной власти субъекта Российской

       Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными

      органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской

            Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета),
                                                                относится

     решение вопросов, в том числе, социальной поддержки ветеранов труда,

        достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

   Ограничив   круг   ветеранов   труда,   которым  предоставляются  меры
   социальной   поддержки   только  ветеранами  труда,  которые  достигли
   пенсионного  возраста.  Свердловская  область  вышла  за пределы своей
   компетенции.

   В  соответствии  с  частью 2 статьи 10 Федерального закона О ветеранах
   меры   социальной   поддержки,   устанавливаемые   законами   и  иными
   нормативными   правовыми   актами  субъектов  Российской  Федерации  в
   соответствии  со  статьями  20  и  22  настоящего Федерального закона,
   являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

   В  соответствии с абзацем 4 статьи 15 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах
   субъектов    Российской   Федерации   в   соответствии   с   бюджетной
   классификацией    Российской   Федерации   обязательно   должны   быть
   предусмотрены   средства,   направляемые   на   исполнение   расходных
   обязательств  субъектов  Российской Федерации в связи с осуществлением
   органами   государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации
   полномочий  по  предметам  ведения  субъектов  Российской  Федерации и
   полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5
   статьи  26.3  Федерального  закона  от 6 октября 1999 года ! 184-ФЗ Об
   общих   принципах  организации  законодательных  (представительных)  и
   исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
   Федерации.

   Таким   образом,   бюджетное   законодательство  Российской  Федерации
   обязывает  субъекты  РФ предусмотреть в собственных бюджетах средства,
   необходимые   для   финансирования  расходных  обязательств  субъектов
   Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации  полномочий  по  предметам
   совместного   ведения,   указанных   в  пунктах  2  и  5  статьи  26.3
   Федерального  закона  от  6  октября 1999 года ! 184-ФЗ, Полномочие по
   социальной  поддержке  ветеранов труда относится к полномочиям органов
   государственной  власти субъектов РФ по предметам совместного ведения,
   указанным  в  пункте  2  статьи  26.3.  Федерального  закона  Об общих
   принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
   исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
   Федерации.

   Не  предусмотрев  в  своем  законодательстве  полномочие по социальной
   поддержке   ветеранов  труда,  Свердловская  область  не  в  состоянии
   выполнить указанную императивную норму Бюджетного кодекса РФ,

   Кроме этого, оспариваемая норма Областного закона, по мнению заявителя
   Домрачева  В.Г. и его представителя Качанова Р.Е., противоречит статье
   28  федерального  закона О ветеранах в ее взаимосвязи с Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  27  апреля  1995 г, ! 423 Об
   удостоверениях,  на  основании  которых  реализуются  права  и  льготы
   ветеранов,  предусмотренные Федеральным законом О ветеранах, поскольку
   в  соответствии с названной нормой реализация мер социальной поддержки
   ветеранов  осуществляется  по  предъявлении  ими удостоверений единого
   образца,  установленного для каждой категории ветеранов Правительством
   СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

   Правительством  Российской  Федерации 27 апреля 1995г. было утверждено
   Постановление   !   423   Об   удостоверениях,  на  основании  которых
   реализуются  права  и  льготы  ветеранов,  предусмотренные Федеральным
   законом  О  ветеранах,  которое  сохраняет  свою  юридическую силу. Из
   содержания  указанного  Постановления  следует, что для всех ветеранов
   труда,  удостоверением,  на  основании  которого  реализуются  права и
   льготы, является удостоверение Ветеран труда.

   В  нарушение  статьи  28  Федерального  закона О ветеранах и указанною
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации,  статья 11 Закона
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области  и  принятое  на  его  основе Положение об удостоверении права
   получения   мер   социальной   поддержки  в  соответствии  с  Законами
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области,   О   социальной   поддержке  реабилитированных  лиц  и  лиц,
   признанных  пострадавшими  от  политических  репрессий, в Свердловской
   области,   утвержденное   Постановлением   Правительства  Свердловской
   области  от  28  декабря  2004  г.  !  1178-ПП  исходят  из  того, что
   документом,  удостоверяющем  право  ветеранов  труда  на получение мер
   социальной  поддержки  является  не  удостоверение  Ветеран  труда,  а
   пенсионное удостоверение.

   Часть  первая  статьи  11  Закона  Свердловской  области  О социальной
   поддержке  ветеранов  в  Свердловской  области  в части слов достигших
   возраста,  дающего  право  на трудовую пенсию по старости противоречит
   преамбуле  и  статье  1  федерального  закона О ветеранах, поскольку в
   статье  1  Федерального  закона  О  ветеранах  указывается  на то, что
   установление   определенных   категорий  ветеранов  (ветераны  Великой
   Отечественной   войны,  ветераны  боевых  действий,  ветераны  военной
   службы,    ветераны    государственной    службы,    ветераны   труда)
   осуществляется  с  учетом  заслуг  по  защите  Отечества,  безупречной
   военной   службы,   иной  государственной  службы  и  продолжительного
   добросовестного труда.

   В преамбуле к Федеральному закону О ветеранах также указывается на то,
   что   Настоящий  федеральный  закон  устанавливает  правовые  гарантии
   социальной  защиты  ветеранов  в Российской Федерации в целях создания
   условий,  обеспечивающих  им  достойную  жизнь, активную деятельность,
   почет  и  уважение  в обществе. Таким образом, Российская Федерация не
   связывает   предоставление   ветеранам   определенных  мер  социальной
   поддержки  с  их  возрастом.  Она берет на себя обязанность установить
   правовые  гарантии  социальной  защиты всех ветеранов без исключения в
   целях  создания  условий,  обеспечивающих им достойную жизнь, активную
   деятельность,  почет  и  уважение  в обществе. Иное толкование данного
   положения    Закона   несовместимо   с   Конституционными   принципами
   равноправия и справедливости, непосредственно вытекаюищми из статьи 19
   Конституции РФ, запрещающей любые формы дискриминации граждан.

   Кроме  этого  оспариваемая  нома  областного  закона !190 противоречит
   части   1   статьи   13   Федерального  закона  О  ветеранах,  которая
   предусматривает осуществление системы мер, включающей:

   1)   пенсионное   обеспечение,   выплату   пособий  в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации;

   2) получение ежемесячной денежной выплаты;

   3) получение и содержание жилых помещений;

   4) оплату коммунальных услуг;

   5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

   Исходя  из  толкования  этой  нормы  в единстве с положением статьи 22
   Федерального  закона  О ветеранах можно сделать вывод, что субъекты РФ
   при  установлении  в своих законах конкретных мер социальной поддержки
   ветеранов  труда и иных категорий, полномочия, по социальной поддержке
   которых   отнесены   к   ведению  субъектов  РФ,  обязаны  действовать
   исключительно  в  рамках  указанных  в  части 1 статьи 13 Федерального
   закона О

   ветеранах  видов  мер  социальной  поддержки  и  не  ограничивать и не
   расширять  ни перечень субъектов-получателей мер социальной поддержки,
   ни перечень самих видов мер социальной поддержки.

   Между  тем,  это  не  препятствует субъектам Российской Федерации, как
   устанавливать   конкретные   меры  социальной  поддержки  в  отношении
   ветеранов  труда и. иных категорий, полномочия по социальной поддержке
   которых  отнесены  к ведению субъектов РФ (определять объем этих мер),
   так  и  вводить  дополнительные  виды  мер  социальной  поддержки,  не
   указанные  в  части  1  статьи  13  Федерального закона О ветеранах, в
   отношении тех категорий ветеранов, которые определяет сам субъект РФ.

   Кроме  этого,  часть  первая  статьи  11 Закона Свердловской области О
   социальной  поддержке  ветеранов  в  Свердловской области в части слов
   достигших  возраста,  дающего  право  на  трудовую  пенсию по старости
   противоречит  преамбуле  к  Федеральному закону О внесении изменений в
   законодательные  акты  Российской Федерации признании утратившими силу
   некоторых   законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи  с
   принятием  федеральных  законов  О  внесении  изменений и дополнений в
   Федеральный  закон  Об  общих  принципах  организации  законодательных
   (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации  и  Об  общих  принципах  организации
   местного самоуправления в Российской Федерации от 22 августа 2004 года
   ! 122-ФЗ на основании следующего.

   Изменения  в  статью  22  Закона О ветеранах, которые определили новый
   порядок  установления  мер  социальной поддержки ветеранов труда, были
   внесены  федеральным  законом  О  внесении изменений в законодательные
   акты  Российской  Федерации  и  признании  утратившими  силу некоторых
   законодательных   актов  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием
   федеральных  законов  О  внесении изменений и дополнений в федеральный
   закон     Об     общих     принципах    организации    законодательных
   (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации  и  Об  общих  принципах  организации
   местного самоуправления в Российской Федерации от 22 августа 2004 года
   !  122-ФЗ.  В  соответствии с преамбулой к данному федеральному закону
   Настоящий  Федеральный  закон принимается в целях защиты прав и свобод
   граждан  Российской Федерации на основе разграничения полномочий между
   федеральными    органами    государственной    власти    и    органами
   государственной  власти  субъектов Российской . Федерации, оптимизации
   деятельности     территориальных     органов    федеральных    органов
   исполнительной  власти,  а  также  с  учетом закрепленных Конституцией
   Российской   Федерации   и  федеральными  законами  вопросов  местного
   значения.

   В данном Законе решаются также задачи обеспечения
   Конституционного принципа равенства прав и свобод человека и
   гражданина,    повышения    материального    благосостояния   граждан,
   обеспечения
   экономической безопасности государства и приведения системы социальной
   защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и
   которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом
   разграничения полномочий между федеральными органами государственной
   власти, органами государственной власти субъектов Российской
   Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами
   правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
   Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в

   соответствии  с  положениями,  закрепленными  в данной преамбуле, и не
   могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и

   гражданина.

   Свердловская  область при установлении мер социальной поддержки только
   в  отношении  тех  ветеранам труда, которые достигли возраста, дающего
   право  на трудовую пенсию по старости, не руководствовалась указанными
   императивными требованиями Федерального закона ! 122-ФЗ.

   Кроме этого заявитель Домрачев В.Г. пояснил, что он является ветераном
   труда  с  1997 года и при этом до настоящего времени он никаких льгот,
   как  ветеран труда, не получал. Вместе с этим, принятой и оспариваемой
   им  нормой  Областного  закона  нарушается  его  право  на  социальное
   обеспечение,  которое  он мог бы иметь при условии принятия Областного
   закона соответствующего требованиям Федерального законодательства.

   Представитель   Областной  Думы  и  Палаты  Законодательного  Собрания
   Свердловской  области  Суслов  А.Ф.  с  требованиями Домрачева В.Г. не
   согласился,   указав,   что   оспариваемый  нормативный  правовой  акт
   Свердловской   области  принят  в  установленном  Законом  порядке,  в
   пределах  компетенции  данного  субъекта  РФ и полностью соответствует
   положениям   Федерального  законодательства.  В  Российской  Федерации
   действует   Федеральный   закон  О  ветеранах.  Прежняя  его  редакция
   предоставляла   льготы   ветеранам  труда  при  достижении  ветеранами
   пенсионного  возраста. Предоставление этой льготы находилось в ведении
   Российской   Федерации,   а   поскольку  решение  социальных  вопросов
   находилось  в  совместном  ведении,  то  Свердловская область обладала
   правом   предоставления  дополнительных  льгот  гражданам.  Исходя  из
   возможностей  своего бюджета в Областном законе законодатель установил
   льготы  для всех ветеранов труда, независимо от наличия или отсутствия
   у  них  права на получение пенсии по старости. Это была дополнительная
   льгота,  которая  предоставлялась Свердловской областью. С введением в
   действие  ФЗ!-122 предоставление льгот ветеранам труда было отнесено к
   ведению  субъекта  РФ. Таким образом, Российская Федерация устранилась
   из  процесса  предоставления  льгот  ветеранам, передав все полномочия
   субъектам.   В  связи  с  этим,  Свердловская  область  приняла  норму
   предоставления  льгот  ветеранам  труда., аналогичную существовавшей в
   Федеральном  законе.  То  есть Свердловская область поступила в точном
   соответствии  с  Федеральным  законом.  Каких  либо  сокращений  льгот
   Свердловская  область  в  оспариваемую  норму  не ввела. Было изменено
   дополнительное  льготирование,  но  поскольку предоставление льгот для
   области  стало  основной,  а  не  дополнительной  обязанностью, то она
   воспользовалась    своим    правом    и    прекратила   предоставление
   дополнительных  льгот  для ветеранов труда, не являющихся пенсионерами
   по старости.

   В  соответствии  с  Конституцией РФ Законы Свердловской области должны
   соответствовать   Федеральным   законам   РФ,   а   не  Постановлениям
   Правительства  РФ.  Доводы  заявителя  о  том, что бюджет Свердловской
   области  не  выполняет  требования Бюджетного Кодекса безосновательны.
   Бюджет  Свердловской  области  полностью покрывает предоставленные для
   ветеранов  труда  льготы  в  соответствии с принятым законом. Принятая
   норма  полностью соответствует Федеральному законодательству и принята
   в пределах компетенции.

   Это  обстоятельство  является  правом  субъекта и обусловлено тем. что
   Федеральный   закон   !122   передал   огромное   множество  расходных
   обязательств  субъектам  и  обязал реализовать их за свой счет. Бюджет
   Свердловской

   области  гораздо  меньше,  чем  бюджет  Российской  Федерации и что бы
   исполнить   все  обязательства,  было  принято  решение  о  сокращении
   дополнительного льготирования в тех случаях, когда это позволял Закон.

   Представитель   Губернатора   Свердловской   области   Обрубова   М.Н.
   требования   Домрачева   В.Г.  не  признала,  согласилась  с  позицией
   представителя   Областной  Думы  и  Палаты  Законодательного  Собрания
   Свердловской  области  Суслова  А.Ф.,  пояснив,  что  обжалуемая норма
   Областного     закона     полностью     соответствует     Федеральному
   законодательству.  Заявитель  неправильно  толкует  федеральный закон,
   ошибочно полагая, что областной закон ему противоречит.

   Статья  22  ФЗ  О  ветеранах  указывает, что меры социальной поддержки
   ветеранов  труда  определяются  Законами  и  иными нормативными актами
   субъектов  РФ.  То  есть  Федеральный закон наделил субъекты РФ правом
   определения   мер  социальной  поддержки,  которое  реализуется  путем
   принятия закона либо иного нормативного акта.

   Что  касается  утверждения  заявителя о противоречии оспариваемой номы
   подпункту  24  пункта  2  статьи  26.3  ФЗ-  184  Об  общих  принципах
   организации  законодательных (представительных) исполнительных органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  то  в этом
   пункте  закреплен  один  из  41  вопроса,  решение  по  которому орган
   государственной  власти  субъекта  РФ  осуществляет самостоятельно, за
   счет  средств  бюджета  субъекта.  В  том числе и социальную поддержку
   ветеранов  труда. Также этот вопрос и решается в Свердловской области.
   Статья  15  Бюджетного  Кодекса  в  абзаце 4 указывает, что в бюджетах
   субъектов  РФ  раздельно  предусматриваются  средства, направляемые на
   исполнение  расходных  обязательств субъектов в связи с осуществлением
   органами  государственной  власти субъектов РФ полномочий по предметам
   ведения  субъектов  РФ  и полномочий по предметам совместного ведения,
   указанных  в  2 и 5 ст. 26.3 ФЗ-184. В областном законе данные правила
   не  урегулированы,  соответственно выводы заявителя о том, что субъект
   РФ  обязательно  должен  предусматривать  соответствующие  средства  -
   ошибочны, поскольку федеральный закон такого указания не содержит.

   Остальные  доводы заявителя о противоречии принятого Областного закона
   Федеральному гак же безосновательны.

   Участвующий   в   деле   прокурор   прокуратуры  Свердловской  области
   Федоровская  Н.В. дала заключение о необоснованности и неправомерности
   требований, заявленных Домрачевым В.Г. по настоящему делу, и просила в
   их удовлетворении отказать.

   Заслушав  пояснения  заявителя  Домрачева  В.Г.  и  его  представителя
   Качалова  Р.Е..  представителя  Областной Думы и Палаты Представителей
   Законодательного   Собрания   Свердловской   области   Суслова   А.Ф.,
   представителя   Губернатора   Свердловской   области  Обрубовой  М.Н.,
   заключение    прокурора,    исследовав   материалы   дела   и   оценив
   представленные  доказательства  в  их  совокупности,  суд  не  находит
   оснований для удовлетворения заявленных требований.

   В  соответствии  с  ч.2  и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по
   предметам   совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации  издаются  федеральные  законы  и  принимаемые в
   соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
   Российской   Федерации.   Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской

   Федерации  не  могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым в
   соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

   В  соответствии  со  ст. 11 чЛ п.1 Областного Закона !190 от 25 ноября
   2004  года  для ветеранов труда и лиц. приравненных к ним по состоянию
   на  31  декабря  2004  года,  настоящим  законом  Свердловской области
   устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

   1)оплата  в размере 50% занимаемой ими и совместно с ними проживающими
   нетрудоспособными   членами   их  семей,  находящимися  на  их  полном
   содержании  или получающими от них помощь, которая является постоянным
   и  основным  источником  средств  к существованию, общей площади жилых
   помещений  (в  коммунальных  квартирах-  занимаемой  жилой  площади) в
   пределах социальной нормы, установленной Законом Свердловской области,
   в жилищном фонде независимо от формы собственности;

   2)  оплата  в размере 50 процентов коммунальных услуг в соответствии с
   перечнем  и  в  пределах  нормативов,  устанавливаемых  Правительством
   Свердловской области;

   3)оплата в размере 50 процентов лицами, проживающими в

   домах, не имеющих центрального отопления, стоимости топлива.

   приобретаемого  в  пределах  нормативов,  установленных Правительством
   Свердловской области, и транспортных услуг' по доставке этого топлива;

   4) компенсация 50 процентов расходов на оплату по

   действующим  тарифам абонентной платы за телефон, услуг за пользование
   радио и коллективной телевизионной антенной;

   5) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за

   исключением  расходов  на  оплату  стоимости  драгоценных  металлов  и
   металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях

   здравоохранения по месту жительства;

   6) бесплатный проезд по территории Свердловской области на

   всех  видах  городского  пассажирского  транспорта  (кроме такси) и на
   автомобильном  транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных
   и   междугородных   маршрутов  в  случае,  если  перевозка  пассажиров
   осуществляется  государственными  или  муниципальными организациями, а
   при    отсутствии   государственных   и   муниципальных   организаций,
   осуществляющих  перевозку  пассажиров  на  соответствующей территории,
   -иными  организациями,  включенными в перечни, утверждаемые в порядке,
   предусмотренном  в  части  второй пункта 2 статьи 14 настоящего Закона
   Свердловской области;

   7)оплата в размере 50 процентов стоимости проезда по

   территории Свердловской области на железнодорожном и водном транспорте
   пригородного  сообщения в период с 1 января по 15 мая включительно и с
   1 октября ао31 декабря включительно;

   8)сохранение обслуживания в областных государственных

   организациях   здравоохранения,   к   которым   указанные   лица  были
   прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

   9)внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии

   с   Территориальной   программой   государственных  гарантий  оказания
   гражданам  Российской  Федерации,  проживающим в Свердловской области,
   бесплатной медицинской помощи в областных государственных

   организациях здравоохранения.

   Порядок  предоставления  на  территории  Свердловской  области мер со-
   циальной  поддержки,  указанных  в  подпунктах  1-3  и  5 части первой
   настоящей   статьи,  устанавливается  законами  и  иными  нормативными
   правовыми актами Свердловской области, в подпунктах 8 и 9 части первой
   настоящей   статьи   -нормативными   правовыми   актами,   издаваемыми
   Правительством Свердловской области.

   Областным  законом  от  16  мая  2005  года  принят закон Свердловской
   области  !44-  ОЗ  О внесении изменений в Закон Свердловской области О
   социальной  поддержке  ветеранов  в  Свердловской  области, пунктом 12
   которого абзац первый части первой статьи 11 после слов года, дополнен
   словами  достигших  возраста,  дающего  право  на  трудовую  пенсию по
   старости.

   Вопросы  соответствия процедуры принятия, опубликования и вступления в
   силу   Закона  Свердловской  области  от  25.11.2004  года  !190-ОЗ  О
   социальной   поддержке  ветеранов  в  Свердловской  области  и  Закона
   Свердловской  области от 16. мая 2005 года !44-ОЗ О внесении изменений
   в  Закон  Свердловской  области  О  социальной  поддержке  ветеранов в
   Свердловской области требованиям Областного закона !4-03 от 10.03.1999
   года  О правовых актах в Свердловской области заявителем но настоящему
   делу не оспариваются,

   С  учетом этого, а также на основании положений статьи 22 Федерального
   закона  от  12  января  1995  года  !  5-ФЗ  О ветеранах в действующей
   редакции  суд  признает,  что оспариваемый Домрачевым В.Г, нормативный
   акт  -  Закон  Свердловской  области  !  190-ОЗ  от  25.11.2004 года с
   изменениями  от  16  мая  2005  года принят уполномоченными органами в
   установленном порядке. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в
   деле,  не  оспорены. В этой связи и на основании части 2 статьи 68 ГПК
   РФ,  суд признает данные обстоятельства установленными и не требующими
   дальнейшего доказывания.

   В  соответствии  со ст, 22 Федерального закона !5-ФЗ от 12 января 1995
   года  (в  редакции  Федерального закона от 22.08.04 года !122-ФЗ) меры
   социальной  поддержки  ветеранов труда, а также граждан приравненных к
   ним по состоянию на 31 декабря 2004года, определяются законами и иными
   правовыми актами субъектов РФ.

   В  соответствии  со  ст. 22 ч.2 названного закона (в ранее действующей
   редакции  Федерального  закона от 08.08.01 года !124 ФЗ лицам, имеющим
   звание  "Ветеран  труда",  после установления (назначения) им пенсии в
   соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях
   в   Российской  Федерации"  независимо  от  прекращения  ими  трудовой
   деятельности предоставляются следующие права и льготы:

   1) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за
   счет    средств   бюджетов   соответствующих   уровней   или   средств
   обязательного

                                     10

   медицинского  страхования, к которым указанные лица были прикреплены в
   период    работы;    бесплатное    оказание   медицинской   помощи   в
   государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения:

   2)  при  достижении  возраста,  дающего  право  на пенсию по старости,
   бесплатные  изготовление  и  ремонт зубных протезов (кроме расходов на
   оплату   стоимости   драгоценных   металлов   и   металлокерамики)   в
   государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту
   жительства;

   3)   при   продолжении   своей  трудовой  деятельности  предоставление
   ежегодного  отпуска  в  удобное для них время и предоставление отпуска
   без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

   4)   бесплатный  проезд  ветеранов  труда  на  всех  видах  городского
   пассажирского  транспорта  (кроме  такси) в любом городе независимо от
   места  их  жительства,  на автомобильном транспорте общего пользования
   (кроме  такси)  пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных,
   внутриобластных,   виутрикраевых,  внутриреспубликанских  или  при  их
   отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от
   места  жительства  указанных  лиц  в  порядке  и  на условиях, которые
   определяются   органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

   5)  оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном
   и  водном  транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных
   тарифов;

   6)  оплата  в  размере  50  процентов  занимаемой  общей площади жилых
   помещений  (в  коммунальных  квартирах  -  занимаемой жилой площади) в
   пределах     социальной    нормы    площади    жилья,    установленной
   законодательством  субъекта  Российской  Федерации.  Льготы  по оплате
   жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном
   фонде   независимо  от  формы  собственности,  и  распространяются  на
   нетрудоспособных   членов   семьи  ветерана  труда,  совместно  с  ним
   проживающих,  находящихся  на  его полном содержании или получающих от
   него помощь, которая является для них постоянным и основным источником
   средств  к  существованию;  (пп.  6  в  ред.  Федерального  закона  от
   06.05.2003 N 52-ФЗ)

   7)  оплата  в  размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение,
   водоотведение,  вывоз  бытовых  и других отходов, газ, электрическая и
   тепловая  энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг,
   установленных  органами  местного самоуправления); абонентной платы за
   телефон,  услуг  за  пользование  радио  и  коллективной телевизионной
   антенной;   ветеранам   труда,   проживающим   в   домах,  не  имеющих
   центрального  отопления,  -  топлива,  приобретаемого в пределах норм,
   установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки
   этого  топлива.  Обеспечение  топливом  ветеранов труда производится в
   первоочередном    порядке.    Льготы   по   оплате   указанных   услуг
   предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

   Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности,
   органы   местного   самоуправления  вправе  устанавливать,  исходя  из
   специфики  и  условий  труда, дополнительные льготы гражданам, имеющим
   особые   заслуги   перед  соответствующим  предприятием,  учреждением,
   организацией.

   При  изменении  указанной  нормы, которая непосредственно осуществляла
   регулировала    порядок    предоставления   льгот   ветеранам   труда,
   законодатель  передал  вопросы  определения  мер  социальной поддержки
   ветеранов  труда  в  ведение субъектов РФ. Действующая редакция ст. 22
   Закона

                                     11

   О  ветеранах  не  содержит  норм,  регулирующих  отношения  о  порядке
   предоставления мер социальной поддержки ветеранов и[;] соответственно,
   во   исполнение   требований   указанной   номы  и  был  принят  Закон
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области.

   Поскольку  ст.  22  Закона О ветеранах не содержит прямого указания на
   то,  какие  конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны
   быть приняты субъектами РФ, и не определяет категории ветеранов труда,
   на  которые эти меры должны распространяться, то субъект РФ был вправе
   самостоятельно  урегулировать  данный вопрос и отразить свою позицию в
   соответствующем законе,

   Действительно  в соответствии со ст. 26.3 Федерального Закона Об общих
   принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
   исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
   Федерации,  на  которую  ссылается заявитель Домрачев В,Г., полномочия
   органов   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  по
   предметам  совместного  ведения, установленным Конституцией Российской
   Федерации,  указанные  в  пункте  2  настоящей  статьи, осуществляются
   данными  органами  самостоятельно  за  счет  средств  бюджета субъекта
   Российской   Федерации   (за  исключением  субвенций  из  федерального
   бюджета).   Осуществление  указанных  полномочий  может  в  порядке  и
   случаях,    установленных    Федеральными    законами,   дополнительно
   финансироваться  за  счет  средств  федерального бюджета и федеральных
   государственных  внебюджетных  фондов,  в  том  числе в соответствии с
   федеральными целевыми программами.

   К  полномочиям  органов  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации  по  предметам  совместного  ведения, осуществляемым данными
   органами  самостоятельно  за  счет средств бюджета субъекта Российской
   Федерации   (за   исключением   субвенций  из  федерального  бюджета),
   относится   решение   вопросов   социальной  поддержки  и  социального
   обслуживания   граждан   пожилого   возраста   и  инвалидов,  граждан,
   находящихся   в  трудной  жизненной  ситуации,  а  также  детей-сирот,
   безнадзорных  детей,  детей,  оставшихся  без  попечения родителей (за
   исключением   детей,   обучающихся   в   федеральных   образовательных
   учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших
   в  тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей,
   имеющих  детей  (в  том  числе многодетных семей, одиноких родителей),
   жертв  политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет
   предоставления  субвенций  местным  бюджетам  для  выплаты  пособий на
   оплату  проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а
   также  для  возмещения  расходов  муниципальных  образований в связи с
   предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным
   категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи,

   Как  установлено судом, до введения в действие изменений в Федеральный
   Закон  О  ветеранах  меры  социальной  поддержки  получали  только  те
   ветераны  труда,  которые  имели право на получение трудовой пенсии по
   старости.  Внесенными  в  указанный  Закон  изменениями  от 22.08.04 !
   122-ФЗ  порядок  определения  мер социальной поддержки ветеранов труда
   передан в ведение субъектов Российской Федерации.

   При  этом  Свердловская область, принимая Областной Закон О социальной
   поддержке   ветеранов  в  Свердловской  области  сохранила  в  ст.  11
   положения ранее действующего Федерального закона с учетом возможностей
   бюджета  Свердловской  области  и  необходимости финансирования за его
   счет  иных  обязательных  выплат гражданам, переданных из Федерального
   ведения в

                                     12

   региональное.   При   этом   ни  одна  норма  Федеральных  законов,  о
   несоответствии которым статьи 11 Областного Закона указывает заявитель
   Домрачев В.Г., не содержит прямого указания на то, что меры социальной
   поддержки  должны  предоставляться всем ветеранам труда, в том числе и
   ст.   22   Закона  О  ветеранах.  Соответственно  субъекты  Российской
   Федерации,  с  учетом  возможностей  бюджета, как того требует ст.26.3
   Федерального  Закона  Об  общих  принципах организации законодательных
   (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
   субъектов   Российской   Федерации,   были  вправе  предоставить  меры
   социальной  поддержки  только тем ветеранам труда, которые имеют право
   на получение трудовой пенсии по старости. При внесении изменений в ст.
   11  Областного  закона  законодательные  органы  Свердловской  области
   действовали в пределах своей компетенции и в рамках закона.

   Довод  заявителя  Домрачева  В.Г. о том, что фактически в Свердловской
   области сужен круг лиц, подлежащих социальной поддержке по сравнению с
   Федеральным   законодательством  не  основан  на  нормах  федерального
   Закона,  поскольку ни одна редакция Федерального закона О ветеранах не
   содержала  норм,  регулирующих  порядок  предоставления мер социальной
   поддержки  ветеранам  труда, не достигшим права на получение пенсии по
   старости.   Указанные   меры   были   предусмотрены   только   Законом
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области,  действовавшим  до  16  мая 2005 года. На момент его принятия
   расходных  обязательств  Свердловской области было значительно меньше,
   чем   в   настоящее   время   и  бюджет  области  позволял  обеспечить
   предоставление мер социальной поддержки всем ветеранам труда.

   В  соответствии со ст. 15 п.4 Бюджетного Кодекса РФ, на несоответствие
   которой   областного   Закона  указывает  Домрачев  В.Г.,  в  бюджетах
   субъектов    Российской   Федерации   в   соответствии   с   бюджетной
   классификацией   Российской   Федерации   раздельно  предусматриваются
   средства,  направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов
   Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной
   власти  субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения
   субъектов  Российской  Федерации и полномочий по предметам совместного
   ведения,  указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от
   6   октября   1999   года  М184-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
   законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации" и расходных
   обязательств  субъектов  Российской  Федерации, осуществляемых за счет
   субвенций из федерального бюджета.

   Как  пояснили  в  судебном  заседании  представитель  Областной Думы и
   Палаты  Законодательного  Собрания  Свердловской области Суслов А.Ф. и
   представитель   Губернатора   Свердловской   области   Обрубова   М.Н.
   соответствующие   средства   на   исполнение   расходных  обязательств
   Свердловской  области  в  том  числе  и  на  реализацию мер социальной
   поддержки  ветеранов  труда,  достигших  возраста,  дающего  право  на
   получение  трудовой пенсии по старости, в бюджете Свердловской области
   предусмотрены  и  за  счет  этих  средств  происходит непосредственное
   предоставление  мер  социальной  поддержки.  Не обеспечение средствами
   бюджета   расходных   обязательств,   которые   не  предусмотрены  как
   федеральным, так и областным законодательством, не может противоречить
   названной статье Бюджетного Кодекса.

                                     13

   Федеральные  законы  !184-ФЗ  и  ! 5-ФЗ не содержат императивных норм,
   предписывающих  субъектам  Российской Федерации пересмотреть, изменить
   или  установить заново порядок предоставления мер социальной поддержки
   ветеранов.  Соответственно, будучи наделенными полномочиями по решению
   данного  вопроса,  субъекты  РФ,  в  том числе и Свердловская область,
   могли  при  наличии  определенных обстоятельств внести соответствующие
   изменения  в Закон, в том числе и в части отмены ранее предоставленных
   мер социальной поддержки всем ветеранам труда, проживающим в области.

   Преамбула  к  Федеральному  Закону  !  5-ФЗ О ветеранах указывает, что
   закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ
   в  целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную
   деятельность,    почет   и   уважение   в   обществе.   Заявителем   и
   представителями    заинтересованных    лиц    суду   не   представлено
   доказательств,  свидетельствующих о том, что Домрачев В.Г. лишен каких
   либо   условий,  обеспечивающих  ему  достойную  жизнь.  Он  не  лишен
   возможности  активной  деятельности,  в  том  числе и путем дальнейшей
   реализации  своих  способностей  к  труду, наряду с другими Ветеранами
   труда он пользуется почетом и уважением в обществе.

   Суд  признает  несостоятельной ссылку заявителя на то, что принятое на
   основе  Закона  Свердловской области Ш90-ОЗ Положение об удостоверении
   права  получения мер социальной поддержки, утвержденное Постановлением
   Правительства  Свердловской области от 28.12.04 года !1178-ПП, которым
   установлено,  что  документом, удостоверяющим право ветеранов труда на
   получение  мер  социальной поддержки является пенсионное удостоверение
   противоречит Постановлению Правительства РФ !423 Об удостоверениях, на
   основании    которых    реализуются    права   и   льготы   ветеранов,
   предусмотренные  Федеральным  законом  О  ветеранах, которое сохраняет
   свою силу, поскольку будучи Ветераном труда с 1997 года, Домрачев В.Г.
   никаких  мер  социальной  поддержки  не  получал как в период действия
   старой  редакции  Областного  Закона  !190-03, так и после внесенных в
   него  изменений.  Соответственно  права  на  получение  мер социальной
   поддержки,    которые    должны   предоставляться   при   предъявлении
   удостоверения Ветеран труда, у Домрачева В.Г. нет.

   В  соответствии со ст, 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и
   опубликованным  в  установленном  порядке  нормативным  правовым актом
   органа   государственной  власти,  нарушаются  его  права  и  свободы,
   гарантированные   конституцией   и  Федеральными  законами  РФ  вправе
   обратиться  в  суд  с заявлением о признании этого акта противоречащим
   закону полностью или в части.

   Домрачев  В.Г.  не наделен правом оспаривать нормативный правовой акт,
   регулирующий правоотношения, в сфере действия которых он не находится.
   В  настоящее  время  заявитель  может  только  предполагать,  что  при
   наступлении  у  него  пенсионного  возраста,  принятый Областной закон
   распространит  на  него  свое регулирование в части предоставления мер
   социальной поддержки. Соответственно его удостоверение Ветеран труда в
   настоящее  время  является  только  подтверждением  этого статуса и не
   может повлиять на получение каких либо льгот.

   Суд,  в  соответствии  со  ст.  253  ГПК РФ, признав, что оспариваемый
   нормативный  правовой  акт  не  противоречит  федеральному  закону или
   другому  нормативному  правовому  акту,  имеющему  большую юридическую
   силу,  принимает  решение  об отказе в удовлетворении соответствующего
   заявления. "

   Поскольку  абзац  первый  статьи  11  Закона  Свердловской  области  О
   социальной  поддержке ветеранов в Свердловской области не противоречит
   указанным  заявителем  нормам  Федеральных  законов,  суд  находит его
   требования необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

   Руководствуясь ст.ст.194,196,197,253 ГПК РФ, суд

                                   РЕШИЛ:

   В удовлетворении заявления Домрачева Владимира Георгиевича о признании
   абзаца  первого  статьи  И  Закона  Свердловской области !190-ОЗ от 25
   ноября  2004  года  О  социальной  поддержке  ветеранов в Свердловской
   области  в  части  слов  достигших возраста, дающего право на трудовую
   пенсию   по  старости  противоречащим  федеральному  законодательству,
   недействующим   и  не  подлежащим  применению  с  момента  принятия  -
   отказать.

   Решение  может  быть  обжаловано  в Верховный Суд Российской Федерации
   через Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления
   решения суда в окончательной форме.

   Судья (подпись) Копия верна Судья

   Сидоркин С. В.


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Anonymous - 16.02.2011 15:23:53

надувательство со всех сторон

 

2. Влад - 27.01.2016 18:30:53
E-mail: vlad.mullayarov@gmail.com

Мне - 45, получил удостоверение "ветеран труда", которое теперь 15 (а вероятно и дольше) лет будет пылиться и "только подтверждать мой статус". Такой вот у нас непредвзятый и гуманный суд.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.