21.03.2008
В Конституционный Суд Российской Федерации
Адрес: 103132, Москва, ул. Ильинка, 21
Заявитель: Летемина Ирина Николаевна
Адрес: _____________________________
Законы, подлежащие проверке:
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации>>
Опубликован: "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002,
"Российская газета", N 106, 15.06.2002,
"Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
Избирательный кодекс Свердловской области
Опубликован: "Областная газета", N 93-94, 30.04.2003,"Собрание
законодательства Свердловской области", 16.05.2003, N 4, ст. 219.
Органы, принявшие нормативные акты, подлежащие проверке:
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
Адрес: Москва, ул. Охотный ряд, 1
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области
Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области
Адрес: Екатеринбург, пл. Октябрьская, д. 1
Государственная пошлина: 100 руб.
ЖАЛОБА
на нарушение конституционных прав и свобод
В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ <<Конституционный
Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение прав и свобод граждан
и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом>>.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона <<О
Конституционном Суде Российской Федерации>> Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции
Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации>>.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Федерального конституционного
закона <<О Конституционном суде Российской Федерации>> <<Правом на
обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной
или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод
обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном деле...>>.
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона <<О
Конституционном Суде Российской Федерации>> поводом к рассмотрению
дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в
Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы,
отвечающее требованием настоящего Федерального конституционного
закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ
закон...>>.
Основанием для обращения в Конституционный Суд послужила возникшая
неопределенность в том, соответствуют ли Конституции РФ положения
пункта 6 статьи 70 и пункта 3 статьи 40 Федерального Закона от
12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>>, а также
пункта 2 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской области.
Полагаю, что положения указанные нормы противоречат Конституции
Российской Федерации и нарушают мои права как человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального Закона от 12.06.2002
No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации>>, соответствующая
избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает
об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным
должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить
в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного
документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со
статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов,
удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении
от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат,
признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов,
не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов,
а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному
кандидату в порядке, предусмотренном законом. Если зарегистрированный
кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному)
избирательному округу либо избранный выборным должностным лицом, не
выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия
отменяет свое решение о признании кандидата избранным.
Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального Закона от 12.06.2002 No.
67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации>> <<Зарегистрированные
кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе
либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения
должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную
комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не
позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта
Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в
представительные органы муниципальных образований при определенном
числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч
избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на
государственной службе, на время их участия в выборах могут не
освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей>>.
Согласно пункту 2 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской
области <<В соответствии с федеральным законом, устанавливающим
основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации,
зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или
муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих
выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах
освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и
представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих
приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня
регистрации>>.
Обстоятельства, при которых произошло нарушение моих прав, заключаются
в следующем.
Я являюсь директором автономной некоммерческой организации <<Редакция
районного газеты <<Маяк>>.
Решением Сысертской окружной избирательной комиссии пятимандатного
избирательного округа No. 1 от 24 января 2008 г. No. 29 я была
зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Думы Сысертского
городского округа четвертого созыва по Сысертскому пятимандатному
избирательному округу No. 1.
В пункте 6 резолютивной части данного Решения Сысертская окружная
избирательная комиссия пятимандатного избирательного округа No. 1 мне
предложила <<представить в окружную избирательную комиссию приказ или
копию соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении
выполнения должностных или служебных обязанностей не позднее 5 дней со
дня регистрации, - т.е. до 29 января 2008 г.>>.
Считая, что действия Сысертской окружной избирательной комиссии
пятимандатного избирательного округа No. 1 в части требования о
представлении приказа или копии соответствующего приказа
(распоряжения) об освобождении выполнения должностных или служебных
обязанностей являются неправомерными и нарушают мои права, я
обратилась с соответствующим заявлением в Сысертский районный суд.
Определением Сысертского районного суда от 26 февраля 2008
производство по моему делу было прекращено. При этом суд в качестве
обоснования прекращения производства по делу сослался, в том числе, на
оспариваемые нормы федерального законодательства и Избирательного
кодекса Свердловской области.
Я подала частную жалобу на указанное определение Суда, в
удовлетворении которой мне было отказано Свердловским областным судом.
Считаю, что оспариваемые нормы в той их части, в которой они возлагают
обязанность на зарегистрированных кандидатов, работающих в
организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на
время их участия в выборах освобождаться от выполнения должностных
обязанностей и представлять в избирательную комиссию заверенные копии
соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней
со дня регистрации не соответствующими Конституции Российской
Федерации.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ <<Все равны перед законом и
судом>>.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ <<Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию>>. Вынуждение прекратить
выполнение должностных обязанностей является вмешательством в свободу
труда, т.к. предполагает прекращение работы не в связи с
волеизъявлением работника.
Исходя из содержания оспариваемых норм, освобождение от исполнения
должностных обязанностей не предполагает уход в отпуск и его оплату,
следовательно, также нарушается часть 5 статьи 37 Конституции РФ.
Таким образом, в результате применения оспариваемых норм я была лишена
средств к существованию на период избирательной кампании.
Кроме того, данные нормы носят дискриминационный характер по отношению
к кандидатам, работающих на других должностях, т.к. не обязывают их
прекращать исполнение должностных обязанностей, соответственно, они не
лишаются заработной платы и средств к существованию.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ <<В Российской
Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права
и свободы человека и гражданина>>; <<Права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства>>.
Оспариваемые нормы вводят несоразмерные ограничения конституционных
прав и свобод граждан и, в силу этого, также вступают в противотечение
с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 125
Конституции Российской Федерации, статьями 3, 36, 96 Федерального
конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской
Федерации>>,
ПРОШУ:
Признать положения пункта 6 статьи 70 и пункта 3 статьи 40
Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации>>, а также пункта 2 статьи 56 Избирательного кодекса
Свердловской области в той их части, в которой они возлагают
обязанность на зарегистрированных кандидатов, работающих в
организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на
время их участия в выборах освобождаться от выполнения должностных
обязанностей и представлять в избирательную комиссию заверенные копии
соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней
со дня регистрации, не соответствующим Конституции Российской
Федерации, ее статьям 19 (частям 1 и 2), 37 (частям 1 и 5), 55 (частям
2 и 3).
Приложение:
1. Квитанция об уплате государственной пошлины;
2. Текст пункта 6 статьи 70 Федерального Закона от 12.06.2002 No.
67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации>> (3 экз.);
3. Текст пункта 3 статьи 40 Федерального Закона от 12.06.2002 No.
67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации>> (3 экз.);
4. Текст пункта 2 статьи 56 Избирательного кодекса Свердловской
области (3 экз.);
5. Копия Решения Сысертской окружной избирательной комиссии
пятимандатного избирательного округа No. 1 от 24 января 2008 г.
No. 29 (3 экз.);
6. Копия определения Сысертского районного суда от 26 февраля 2008 г.
о прекращении производства по делу (3 экз.);
7. Копия определения Свердловского областного суда об отказе в
удовлетворении частной жалобы Летеминой И.Н. на определение
Сысертского районного суда от 26 февраля 2008 г. о прекращении
производства по делу (3 экз.).
______________И.Н. Летемина
18 марта 2008 г.
Добавить комментарий: