Судебное дело "Жалоба о неконституционности абз. 5 п. 3 ст. 35 ФЗ "О зантости населения в РФ""
25.02.2010
Конституционный Суд Российской Федерации
190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., 1
Заявитель:
Оспариваемый акт:
абзаца 5 части 3 статьи 35 Федерального Закона
от 19.04.1991 No. 1032-1 <<О занятости населения в Российской
Федерации>>
(ред. от 31.12.2005)
Опубликован:
Собрание законодательства РФ, 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.
Орган, принявший оспариваемый акт:
Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Адрес: г. Москва, Охотный ряд, 1
ЖАЛОБА
о признании неконституционным подпункта 5 пункта 3 статьи 35
Федерального Закона от 19.04.1991 No. 1032-1 <<О занятости населения в
Российской Федерации>> (ред. от 31.12.2005) в части
Поводом моего обращения в Конституционный Суд РФ является
неопределенность в том, соответствует ли Конституции РФ и Конвенции о
защите прав человека и основных свобод подпункт 5 пункта 3 статьи 35
Федерального Закона от 19.04.1991 No. 1032-1 <<О занятости населения в
Российской Федерации>> (ред. от 31.12.2005) в части слов <<без
уважительных причин>>.
С 27.08.2009 г. я состою на учете в Верх-Исетском районном отделении
Государственного Учреждения "Екатеринбургский Центр Занятости". Мне
было назначено пособие по безработице в размере 997 рублей 50 копеек.
В течение всего времени нахождения на учете в центре занятости я
являлся для перерегистрации, за исключением 23.11.2009 г., так как
находился за пределами г. Екатеринбурга на международной конференции в
г. Копенгагене, Дания. Приказом No. 328ПР/09013 от 24.11.2009 г.
заместителя директора Верх-Исетского районного отделения ГУ
"Екатеринбургский ЦЗ" О. В. Саматовой на основании подпукта 5 пункта 3
статьи 35 Федерального Закона от 19.04.1991 No. 1032-1 <<О занятости
населения в Российской Федерации>> выплата пособия по безработице с
10.11.2009 г. по 09.12.2009 г. мне была приостановлена <<вследствие
неявки на перерегистрацию в качестве безработного 23.11.2009 г.>> без
уважительных причин.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 35 <<Выплата пособия по
безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в
случаях: ...нарушения безработным без уважительных причин условий и
сроков его перерегистрации в качестве безработного...>>.
Считаю, что подпункт 5 пункта 3 статьи 35 в части слов <<без
уважительных причин>> нарушает мое право собственности (право на
получение пособия по безработице), закрепленное в статье 35
Конституции и статье 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека
и основных свобод (далее - Конвенция), в том числе нарушает
международно-правовой принцип верховенства права, один из
фундаментальных принципов демократического общества, унаследованный во
всех статьях Конвенции.
Согласно статье 35 Конституции РФ <<1. Право частной собственности
охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами>>.
Согласно статье 1 Конвенции <<Каждое физическое ... лицо имеет право
на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего
имущества иначе как в интересах общества и на условиях,
предусмотренных законом и общими принципами международного права>>.
Согласно практике Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ)
понятие <<собственности>> имеет автономное значение, которое не
сводится к праву собственности на физические вещи и которое не зависит
от формальных квалификаций по внутреннему праву: некоторые другие
права и выгоды, образующие имущество, могут быть так же рассмотрены
как <<право собственности>> (Beyeler v. Italy, постановление ЕСПЧ от
5.01.2000, пункт 100 - перевод в М. Де Сальвия, Прецеденты
Европейского суда по правам человека. Спб.: Юридический центр пресс,
2004. С. 967). Понятие <<собственности>> может включать в себя как
<<существующее имущество>>, так и имущественные ценности, включая
право требования, в силу которых гражданин может претендовать на
<<законное ожидание>> получения эффективного пользования правом>>
(Prince Hans Adam II de Liechtenstein, 83 - перевод в М. Де Сальвия,
Прецеденты Европейского суда по правам человека. С. 967-968).
Применительно к моему делу я был лишен права на получение пособия по
безработице в размере 977 рублей 50 копеек по основаниям, не
предусмотренных законом с достаточной четкостью - следовательно не на
законном основании, что нарушает п. 1 ст. 1 Протокола 1 к Конвенции.
Согласно пункту 1 ст. 1 Протокола 1 к Конвенции лишение имущества
возможно <<на условиях, предусмотренных законом>>. Применительно к
подпункту 5 пункта 3 статьи 35 Федерального закона <<О занятости
населения в РФ>> условием лишения имущества в виде пособия по
безработице является отсутствие <<уважительных причин>> не явки для
перерегистрации. Такое условие должно быть четко сформулировано, чтобы
гражданин мог предвидеть возможность соблюдения данного условия во
избежание неблагоприятных последствий в виде лишения пособия
(имущества).
В частности, в соответствии с пунктом 49 постановления ЕСПЧ по делу
"Санди Таймс" (The Sunday Times) против Соединенного Королевства от 26
апреля 1979 г. <<из выражения "предусмотрены законом" вытекают
следующие два требования. Во-первых, право должно быть доступным:
граждане должны иметь соответствующую обстоятельствам возможность
ориентироваться в том, какие именно правовые нормы применяются к
данному случаю, в чем состоит правило поведения. Во-вторых, норма не
может считаться "правилом поведения", если она не сформулирована с
достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать с
ней свое поведение: он должен иметь возможность - пользуясь при
необходимости советами - предвидеть, в разумной степени, последствия,
которые может повлечь за собой данное действие>>.
Четко сформулированное положение закона гарантирует соблюдение
принципа верховенства права, одного из фундаментальных принципов
демократического общества (Iatris, пункт 58 - перевод в М. Де Сальвия,
Прецеденты Европейского суда по правам человека. С. 990).
Любое вмешательство государства, в том числе в лице органов занятости,
в право собственности должно быть законным, то есть производиться на
основании четко сформулированных положений законодательства.
Положение подпункта 5 пункта 3 статьи 35 Федерального закона <<О
занятости населения в РФ>> в части слов <<без уважительных причин>> не
соответствует принципу законности, верховенства права, так как
сформулировано не четко, что не позволяет гражданину осознать, что
является уважительной причиной, а что нет, и соответственно,
предвидеть негативные последствия не соблюдения условия, закрепленного
в законе. Ни в законе, ни в судебной практике до сих пор не даны
разъяснения, что является уважительной причиной в целях подпункта 5
пункта 3 статьи 35 Федерального закона <<О занятости населения>>.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите
прав человека и основных свобод является частью правовой системы
Российской Федерации; если Конвенцией установлены иные правила, чем
предусмотренны законом, то применяются правила Конвенции. Согласно
параграфу 2 части 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 5
февраля 2007 г. No. 2-П <<По делу о проверке конституционности
положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387,
388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в
связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами
открытых акционерных обществ <<Нижнекамскнефтехим>> и <<Хакасэнерго>>,
а также жалобами ряда граждан>> <<решения Европейского Суда по правам
человека -- в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных
принципов и норм международного права, дается толкование содержания
закрепленных в Конвенции прав и свобод..., -- являются составной
частью российской правовой системы>>.
В свете ратификации Протокола 14 к Конвенции,
во избежание направления заявителем дела в ЕСПЧ на предмет нарушения
пункта 1 статьи 1 Протокола 1 к Конвенции,
руководствуясь статьей 35 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 1 Протокола
1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, как он
понимается в постановлениях Европейского суда по правам человека,
ПРОШУ:
признать подпункт 5 пункта 3 статьи 35 Федерального Закона от
19.04.1991 No. 1032-1 <<О занятости населения в Российской Федерации>>
(ред. от 31.12.2005) в части слов <<без уважительных причин>> не
соответствующим статье 35 Конституции РФ, пункту 1 статьи 1 Протокола
1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, как он
понимается в постановлениях Европейского суда по правам человека.
Приложение:
1. заявление об освобождении от уплаты госпошлины;
2. две копии настоящей жалобы;
3. оспариваемая статья (в 3 экз.);
4. копия письма No. 01/1168 от 10.12.2009 г. (в 3 экз.);
5. копия приказа No. 328ПР/09013 от 24.11.2009 г. (в 3 экз.).
Заявитель
10.01.2010 г.
Добавить комментарий: