13.08.2010
В Верховный Суд Российской Федерации
121260, г. Москва, ул. Поварская, 15
Заявитель:
Орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный
правовой акт: Правительство Российской Федерации
103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр 2
Наименование оспариваемого нормативного правового акта:
пункт 11 <<Положения об условиях содержания лиц, задержанных за
административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского
обслуживания таких лиц>>, утвержденного Постановлением Правительства
РФ No. 627 от 15.10.2003 г.
Источник опубликования: Российская газета, выпуск No. 3325 от
21.10.2003 г.
Заявление
о признании пункта 11 <<Положения об условиях содержания лиц,
задержанных за административное правонарушение, нормах питания и
порядке медицинского обслуживания таких лиц>> противоречащим закону
7 октября 2010 г. мой муж, был задержан
сотрудниками Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга в административном
порядке , и помещен в камеру No. 1 для административно задержанных
Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга. Площадь камеры составляет 8,6
квадратных метра. Вместе с моим супругом в камере находились минимум 7
человек. Из-за того, что в камере не было места, мой муж вынужден был
сидеть с другими задержанными на настиле, а не лежать. В результате,
из-за перенаселенности, ночью в камере произошла драка, во время
которой получил телесные повреждения.
Согласно статье 27.6 Кодекса об Административных правонарушениях РФ
(далее -- КоАП РФ) задержанные в административном порядке лица
содержатся в специально отведенных для этого помещениях. Условия
содержания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнении статьи 27.6 КоАП РФ пункт 11 <<Положения об условиях
содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах
питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц>>, утвержденного
постановлением Правительства РФ No. 627 от 15.10.2003 г. (далее --
Положение), устанавливает норму площади на одного задержанного лица за
административное правонарушение не менее 2 кв. метров.
Статья 1.1 КоАП РФ устанавливает, что КоАП РФ, а следовательно и пункт
11 Положения основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах
и нормах международного права и международных договорах Российской
Федерации. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем законодательством об административных
правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Согласно рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток и
бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
(далее -- ЕКПП) минимальной допустимой площадью одиночной камеры
считается 7 кв. метров (п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3]).
Считаю, что пункт 11 оспариваемого Положения противоречит
международным актам, обязательным для Российской Федерации. Поскольку
Российская Федерация является членом Совета Европы, ратифицировала
Федеральным законом от 28 марта 1998 года No. 44-ФЗ Конвенцию по
предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания, в соответствии с которой был создан ЕКПП,
указанные рекомендации должны ей применяться в правоприменительной
практике. Более того, Рекомендации основаны на практике Европейского
суда по правам человека, в том числе по делам в отношении Российской
Федерации, которая является составной частью российской правовой
системы в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
Установление минимальной нормы площади на одного человека в 2 кв.
метра является нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод (<<Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни
бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию>>),
так как санкционирует массовое бесчеловечное и унижающее достоинство
задержанного обращение.
Европейский суд по правам человека не раз обращал внимание на то, что
минимальная норма площади в камере 2 кв. метра является нарушением
статьи 3 Конвенции (Kalachnikov v. Russia, no. 47095/991 S: 97;
Mamedova v. Russia, no. 7064/05, S:S: 61 et seq., 1 June 2006;
Khudoyorov v. Russia, no. 6847/02, S:S: 104 et seq., ECHR 2005 X
(extracts); Labzov v. Russia, no. 62208/00, S:S: 44 et seq., 16 June
2005; Novoselov v. Russia, no. 66460/01, S:S: 41 et seq., 2 June 2005;
Mayzit v. Russia, no. 63378/00, S:S: 39 et seq., 20 January 2005;), с
чем российские власти соглашались, обещали ситуацию исправить, однако
пункт 11 Положения изменён не был. При этом, Европейский суд по правам
человека, рассматривая дела о нарушении Конвенции, не делает
разделения на уголовное или административное задержание, приравнивая
эти понятия к общему - <<лишение свободы>>. В связи с чем, имеется
нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу того, что скончался в день задержания, он физически
сам не может обжаловать пункт 11 Положения. Вместе с тем, в практике
Европейского суда по правам человека установлено, что если у третьего
лица имелась очень близкая связь с погибшим (родственная или иная), то
оно признаётся <<косвенной жертвой>>, и имеет право обратиться в суд
за защитой нарушенных прав потерпевшего -- непосредственной жертвой
(Cakici v. Turkey, постановление ЕСПЧ от 08.07.1999 г., пункт 98 -
перевод в М. Де Сальвия, Прецеденты Европейского суда по правам
человека. Спб.: Юридический центр пресс, 2004. С. 820, Ранцев против
Кипра и России, от 07.01.2010, пункт 3, см. текст постановления
http://sutyajnik.ru/documents/3184.pdf). Так в соответствии с пунктом
3 постановления Ранцев против Кипра и России заявитель-отец дочери
жаловался на нарушение в том числе статьи 2 Конвенции в связи со
смертью его дочери, неэффективным проведением расследования
обстоятельств её смерти. Я являлась супругой
Следовательно, я являюсь <<косвенной жертвой>> и имею право обратиться
в суд в защиту его прав.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите
прав человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и
бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
являются частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ No. 5 от
10 октября 2003 г. <<О применении судами общей юрисдикции
общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров>>, применение судами Конвенции должно осуществляться с
учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание
любого нарушения Конвенции о защите прав человека>>. Согласно пункту
2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2007 г. <<...
как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения
Европейского Суда по правам человека... являются составной частью
российской правовой системы, а потому должны учитываться...
правоприменительными органами при применении соответствующих норм
права>>.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 1.1 КоАПа РФ, главой
24 ГПК РФ, рекомендациями Европейского комитета по предупреждению
пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или
наказания и статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод,
ПРОШУ:
Признать пункт 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за
административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского
обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ
No. 627 от 15.10.2003 г. в части нормы площади для одного задержанного
лица за административное правонарушение, противоречащим статье 1.1
КоАПа РФ во взаимосвязи с рекомендациями Европейского комитета по
предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания и статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
Приложения:
1. копия настоящего заявления;
2. квитанция об уплате государственной пошлины;
3. копия списка лиц, задерживавшихся и содержавшихся в КАЗе
Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга в период с 22 часов 7 октября по 12
часов 8 октября 2010 г., согласно Книге учета лиц, доставленных в
Октябрьское РУВД г. Екатеринбурга;
4. текст п. 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за
административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского
обслуживания таких лиц.
5. текст п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3] Европейского комитета
по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания.
13 августа 2010 г.
Добавить комментарий: